Всякое волшебство·Таро·гармония·химияижизнь

Нескончаемая самореализация (а никакая не работа)

Мне тут Елисей на днях прислал огромную и очень толковую статью о карьере от Тима Урбана (блог Wait But Why). А поскольку у меня сейчас натурально очередной профессиональный кризис, я ухватилась за неё и решила прочесть вдумчиво. Это, к слову, огромный лонгрид, который можно осилить за час, но это бессмысленно, потому что лучше читать сразу с ручкой и блокнотом, а на это у меня ушло два дня. Автор очень хорош в развеивании карьерных мифов и не говорит никаких банальностей вроде «просто найди себя», зато помогает выстроить в голове чёткую систему и достичь ясности в важных вопросах о жизни и работе.

Но тут вообще-то будет немного о другом. В процессе работы я обнаружила, что мне не хватает самореализации. Я не чувствую себя реализованной. Но покопавшись как следует в природе этого желания, я поняла, что на самом деле не хочу «самореализоваться». Я просто хочу заниматься тем, что мне нравится, до тех пор, пока мне это нравится, а потом спокойно переключаться на что-то другое.

Именно этим я занималась всё детство и юность. И мне не приходило в голову называть это «самореализацией». Некогда было думать о том, как это называется. Я не думала о самореализации, я ею занималась.

Потом в какой-то момент у меня изменилось восприятие этого слова. Почему-то я перестала воспринимать самореализацию как бесконечный процесс без какого бы то ни было результата и начала объективизировать. Иными словами, начала думать: а реализуюсь ли я? Что можно сделать, чтобы реализоваться полнее? Вот эти люди реализуют свой потенциал, а я нет. Вот этот человек больше самореализовался, чем тот. Какого человека можно назвать самореализованным? Как достичь самореализации? Самореализованный человек – это тот, кто достиг определенного результата в том, что делает, и кайфует от этого.

Когда вокруг тебя толпы успешных ребят, которые обожают своё дело и получают за него большие деньги, а ты всё барахтаешься в лягушатнике (хотя начинали вы одинаково), легко отчаяться.

В какой-то момент я стала приравнивать самореализацию к умению монетизировать своё любимое занятие. И именно в этот момент я стала несчастной.

В детстве и юности я всё время чем-нибудь занималась. Плела фенечки, вышивала крестиком, переводила песни, рисовала, писала что-то, потом делала украшения из полимерной глины, занималась вёрсткой и дизайном. За последнее даже неплохо платили, и это была та самая «самореализация» — я делаю что-то просто из любви к искусству, а мне за это еще и денег, вау! Но всегда эти деньги были только бонусом. Я никогда по-настоящему не пыталась монетизировать любимые занятия, с головой погружалась в них, пока они меня пёрли, и с чистой совестью бросала, как только надоедали. Поэтому я была очень увлечённая и, кстати, никогда не ходила на свидания. У меня всегда были дела поинтереснее.

Самореализация | Блог Волшебный Фонарь

А потом я закончила университет, и началась так называемая взрослая жизнь. В которой ценность любого занятия измеряется тем, сколько оно приносит денег. И это не пустые слова – жить же на что-то надо.

Сначала я попыталась продолжить сценарий «как в школе и университете». То есть для виду и ради денег заниматься скучной фигнёй, а в свободное время – тем, что нравится. Но быстро стало ясно, что это не сработает. Оказалось, что работа – это, блин, не школа и не универ. Во-первых, универ можно прогулять, а работу – нет, во-вторых, пары и уроки очень редко длятся по восемь часов пять дней в неделю, а в-третьих (и это оказалось самым сложным), на работе надо, блин, работать! Учёба всегда давалась мне легко, я делала всё левой пяткой и всё равно была почти отличницей. А на скучной работе это не прокатило. Там нужна была отдача и ответственность. Мне же совершенно не хотелось тратить эти ценные ресурсы на какую-то ерунду вроде подбора персонала или маркетинга подгузников. В любом случае, по окончании рабочего дня у меня не оставалось никаких сил ни на какие занятия (я слышала, что так бывает не у всех – что ж, кому-то, видимо, повезло больше).

И, в общем, быстро стало ясно, что если я хочу заниматься тем, что мне нравится, то придётся научиться зарабатывать на этом деньги. Потому что или я занимаюсь любимым делом и оно меня содержит, или я не занимаюсь им вообще. В каком-то смысле беззаботное детство (по которому я, вообще-то, совершенно не скучаю) имело свои преимущества – по крайней мере, мне не приходилось думать о еде и оплате счетов, видеть, как все вокруг путешествуют (в то время как я – нет) и tryin to make dollar outta fifteen cent.

И вот ровно в тот момент, когда я утратила возможность «просто заниматься любимым делом» и «бросать, когда надоедает», я и потеряла «самореализацию». Теперь прежде чем что-то начать, я спрашиваю себя две вещи: могу ли я это себе позволить и могу ли я на этом как-то заработать. Какая уж тут свобода творчества.

И даже если ответ в обоих случаях положительный, вдохновение всё равно как-то уходит. Когда я делаю что-то не просто потому, что хочу, а потому, что надо, занятие быстро перестаёт быть любимым.

Хотя это не значит, что я, например, не люблю быть тарологом. Меня скорее просто угнетает, что от того, как много я зарабатываю этим занятием, зависит качество моей жизни. Мне бы хотелось, чтобы оно было безусловным.

Самореализация | Блог Волшебный Фонарь

На ближайшее время я поставила задачу всё-таки вернуть себе потоковые занятия. Такие, которые делаются ни за чем, просто ради удовольствия. Пока получается с трудом (потому что все эти штуки почему-то стоят, блин, денег, которых у меня нет), но я стараюсь. Стараюсь хоть иногда не думать ни о целесообразности, ни о коммерческой ценности своих занятий, ни о том, что N в своём любимом деле добилась уже воооон каких высот и ездит в путешествия четыре раза в год, а я всё топчусь на своём микроуровне и в отпуск езжу, только если папа денег даст.

Но правда в том, что это не главное. Измеримая самореализация – крутая штука, когда тебе действительно есть, что показать. Но даже если показать тебе нечего, это не повод чувствовать себя несчастным. Если счастливыми нас делают килобайты фоточек, выложенных в инстаграме, и всё то, что мы предъявляем миру, чтобы показать ему, какие мы крутые, с нами определенно что-то не так. Самое главное – чувство потока, удовольствие от жизни, радость быть свободным хотя бы иногда – невозможно ни измерить, ни сфотографировать. Я вот лично хочу, как в 12 лет, тратить всё своё время на какие-то суперувлекательные и совершенно бессмысленные штуки.

Эх! Осталось только вспомнить, как это делается.

Самореализация | Блог Волшебный Фонарь

 

Нескончаемая самореализация (а никакая не работа): 11 комментариев

  1. Конечно, можно изобретать велосипед, но на это может уйти вся жизнь. Мой отец всегда говорил мне и моим детям, что надо хорошо знать свое дело и в нем самосовершенствоваться постоянно — не потому, что это даст сразу какую-то монетизацию, а потому, что на длинной дистанции жизнь все равно расставит все по своим местам и своевременно это будет оплачено там, выше. Поэтому в моем понимании все-таки самое лучшее, чтобы твое любимое дело было и твоей работой. Просто дело может быть узким, а может быть, широким, которое включает в себя много всяких занятий и вопросов. Проанализировав свою жизнь, я поняла, что несмотря на мои колебания в различных местах работы по разным направлениям из моего теперешнего опыта нельзя выбросить ничего, так как каждое занятие было в мою копилку навыков и знаний, а затем было использовано для дальнейшего роста. И должно быть все-таки занятие для души, когда не думаешь о деньгах, которые оно могло бы принести. Оно в дальнейшем может и принести деньги, но об этом нельзя думать сразу — иначе судьба обязательно даст по шапке, так как она этого не любит, она приветствует бескорыстие.

    Нравится

    1. В целом всё так, согласна. Просто в зависимости от состояния, ситуации и всего-всего периодически бывают внутренние колебания. Ну и я видела неоднократные примеры того, как люди возненавидели своё когда-то любимое дело, когда оно стало работой, так что это тоже, наверное, не аксиома. Ну или по крайней мере не самая простая аксиома.

      Нравится

      1. Меня ваши публикации зацепили, потому что у меня дочь пятнадцатилетняя, которая никак не может определиться не то, что с будущей профессией, но и с областью, в которой она будет дальше двигаться. Меня это беспокоит, я даже сделала серию публикаций на эту тему. Она, вообще, очень непостоянна в своих пристрастиях, у нее мнение по вопросу может меняться несколько раз в день. Вот хочется понять — как выходить на какую-то дорогу.

        Нравится

    1. Почему-то к предыдущему комментарию не получается приделать ответ, так что отвечу тут:)
      У меня в 15 лет в голове было такое, чего сейчас и в помине нету! И, разумеется, никакого представления об области даже близко не было, зато кидало из стороны в сторону знатно, столько всего успела перепробовать!
      Мне, если честно, вообще кажется странным, что от детей в 15 лет требуется с чем-то «определиться». В голове у школьника нет и не может быть никакого понимания, ему там просто взяться неоткуда, по-моему. Кроме того, за те 4-5 лет, что он будет учиться в вузе, умрут 100 каких-нибудь профессий и появятся 200 новых.
      К счастью, у меня была захватывающая и увлекательная студенческая жизнь, во время которой я как раз и перепробовала кучу разных занятий. Ну и, да, от меня никто и не ждал, что я определюсь с профессией ни в 15, ни в 18, ни в 28:)))) А потом ещё и после универа я прыгала из одного занятия в другое, успев сменить штук 7-10 разных профессий. И только методом проб и ошибок определилась с тем, чего же хочу. Если б мне в 15 лет сказали, чем я буду ближе к 30-ти заниматься, я бы в того человека плюнула, наверное))))))

      Так что мой опыт — так себе опыт для обретения покоя по поводу неопределившегося подростка:)

      Нравится

      1. Поэтому ваш опыт и ценен . Если бы все было шоколадно, в 3 года решила стать балериной, готовилась к училищу, в нужное время поступила и стала солисткой например Мариинки, то это неинтересно- нет коллизий, нет вариантов.
        Я так поняла что у вас не было проблем поступления в универ. Вы знали какие предметы вам надо хорошо знать для поступления? Просто учились и в конце школы посмотрели на свои баллы? Или просто были очень способной и по всем предметам успевали отлично? Ведь вы пошли куда то учиться все таки: куда почему и как поступление вам далось?

        Нравится

    2. Проблем действительно не было. Я очень хорошо училась почти по всем предметам, и в целом было ясно, что я гуманитарий: естественные и технические науки хотя и давались без особых проблем, но раздражали ужасно. До 9 класса (то есть до тех самых 14-15 лет) мне вообще не думалось о том, кем быть, и было по фигу (даже музыкальное училище рассматривала). Ну, вернее, я хотела быть художником-бутафором, но папа не велел, а я послушалась (потому что для этого надо было бы ехать в другой город и жить там на что-то, а требовать с родителя финансировать то, что он не одобряет, мне как-то совесть не позволила, и возможно, зря)))
      Так вот, в 10-11 классе я оказалась в учебном заведении с сильным упором на общественные науки, и они у меня как-то так хорошо пошли, что ближе к 11 классу я сказала: «Пожалуй, пойду на психолога». Не то чтобы я как -то очень выбирала или на самом деле туда так уж хотела. Просто мне было интересно готовить доклады по обществознанию и думать, почему люди ведут себя так, а не иначе (а также умничать с подружками про их личную жизнь), и я решила, что это подходящая специальность. Амбиций никаких особых не было, поэтому я осталась в своём городе и пошла в один-единственный нормальный вуз. Сдавала, соответственно, наименее противные (для меня) предметы: историю и общество. [Успевать-то я успевала по всем предметам, но саму учёбу терпеть не могла и шла по пути наименьшего сопротивления))))] Баллы по ЕГЭ у меня были не блестящие (до 80 не добрала ни по одному предмету), но в проходной уложилась, плюс была серебряная медаль и она бы, если что, тоже поспособствовала. Так что мне поступление далось без особых проблем, да и родители, насколько я знаю, в этом практически не участвовали, вообще меня не трогали (только сходили со мной в приемную комиссию документы подать, чтобы я в толпе в незнакомом месте не нервничала)).
      Вообще весь процесс между 10-м классом и 1-м курсом мне сейчас вспоминается как нечто настолько естественное и само собой шедшее, что я даже и не помню, были ли у меня там какие метания. По-моему, нет. На психологию я пошла просто так, потому что подумала, что изучать людей — это, наверное, не очень скучно. Ну и вообще я как-то сразу понимала, что от вуза мне нужна корочка, стипендия «на булавки» и студенческая жизнь. А вовсе не образование. Я уже на момент поступления знала, что мой будущий институт известен на весь город развесёлой внеучебной жизнью и лояльными преподами, так что учиться хорошо будет легко (интересные предметы — как бонус), а свободное время и силы можно потратить на что-то действительно интересное. И оно быстро нашлось в количестве, практически сразу в начале первого курса.
      Короче, не учиться я туда шла))) А после 3 курса, кстати, вообще перестала ходить на пары, потому что надоело — устроилась на работу по трудовой и взяла индивидуальный план.

      Нравится 1 человек

      1. Но что расстраивает. Несмотря на ваши способности, не удается пройти гладким путем. Тернистость присутствует. А хотелось бы для детей счастья.

        Нравится

  2. Спасибо. У дочери другая ситуация. Она далеко не отличница, учиться по всякому. Те предметы, которые даются — не любит категорически. В этой ситуации и при таком отсутствии понимания чего то вряд ли вообще куда то поступит. Опять же это не проблема — пусть работает. Но в моем понимании,если можно, то лучше попробовать хоть с чем то определиться, а то денег на рлатную учебу может не оказаться.
    Если бы дочь была медалистка, то я бы тогда не парилась так.
    Пока думаю что все таки придется париться.

    Нравится

    1. Ой, я бы свой тернистый путь ни на какой гладкий не променяла. Это было настолько захватывающе и увлекательно! У меня есть знакомые, у которых всё получилось гладко (и порой без каких-то там особых способностей). Но по-моему, это такая унылая жизнь:)
      У меня неоднократно были шансы устроиться на нормальную работу (что я и делала) и работать там как нормальный человек, зарабатывать деньги и жить гладкой жизнью. Но я сама через полгода со всех хороших работ сбегала в ужасе — потому что это был непрекращающийся «гладкий» кошмар.

      Мои наблюдения за сверстниками и ребятами помладше пока показывают, что медалисты живут как раз той самой унылой жизнью, соблюдают правила и мало чего достигают. А троечники наоборот приключаются на всю катушку, экспериментируют и к 30 годам живут получше многих отличников.

      Но да, моя ситуация очень далека от вашей, а советы тут раздавать я не вправе, потому что своих детей у меня нет никаких, а тем более подростков.

      Нравится

      1. Вы мне помогли искренним описанием своей истории. А как вам видится в вашем возрасте это очень помогает не оторваться от реальности. Спасибо

        Нравится 1 человек

Добавить комментарий для Александра Отменить ответ

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s