И в отношениях с городами всё почти так же, как и в отношениях с людьми.
Очень много лет я мечтала, что вот уеду (в Нижний или в Питер, например), и всё у меня в жизни изменится к лучшему. Что такое это «всё» — я и не думала. В него по желанию включалась квартира, работа, круг общения, любовь, увлечения, саморазвитие и вообще что угодно, чего мне хотелось в данный момент. Мои вожделенные города обладали особой магией – они делали меня счастливой, стоило мне только сойти с поезда. Впрочем, старую шуточку про туризм и эмиграцию я знала с детства, поэтому сильно не обольщалась. Ключевое слово тут – сильно. То есть, обольщалась, конечно. Просто отдавала себе в этом отчёт.
И поэтому не поехала ни в Питер, ни в Нижний. И волею судеб (а иначе и не скажешь) оказалась в Москве. В городе, к которому у меня не было никаких ожиданий. И прожила там сначала полгода, а потом, после перерыва, еще, получается, целых три.
Я никогда не была влюблена в Москву. И поэтому, наверное, никогда не была тут по-настоящему счастлива. В смысле, была, конечно, испытывала восторг, душевный подъем, переживала волнительные и радостные моменты – но не от того, что я в Москве. А от каких-то других прекрасных вещей, которые по случайности застали меня именно в этом городе. А вообще-то я уехала в Москву, как некоторые выходят замуж – куда угодно, лишь бы из дома. Не нужно тут было никакой любви и даже влюбленности – лишь бы жить в другое место позвали. И сейчас, после трёх лет «совместной жизни» с Москвой, я понимаю – это может продолжаться бесконечно долго, но это не делало, не делает и не сделает меня счастливой. Так (в браках и в городах) живут миллионы. Но я в этом не вижу смысла.
С другой стороны, влюбленность в город ведь тоже ничего не гарантирует. Сколько было этих людей, которые уехали в город своей мечты, а он выжал их до основания и выплюнул безжизненными? Или просто – разочаровал.
А некоторые и вообще никуда не уехали, хотя мечтали даже более страстно, чем я. Несчастны ли они? Нет, просто сделали свой выбор.
И в этом месте я снова думаю о том, что с городами – как с людьми. Если у меня не всё в порядке с собой, то даже с самым идеальным человеком я не смогу выстроить гармоничных отношений. Просто потому что у меня всё везде болит, сквозит и ломается. А если я свободна от чрезмерных ожиданий, готова к партнерству и, в сущности, способна решить все свои проблемы самостоятельно, то смогу договориться с любым. И человеком, и городом.
Впрочем, тот, кто вполне счастлив наедине с собой и не склонен выдавать желаемое за действительное, как правило, рано или поздно уходит от разрушительного партнера.
И уезжает из нелюбимого города.